Правовой центр
юридические услуги в Миассе, Златоусте, Чебаркуле
8 (919)331-67-49
8 (908) 062-53-32
г. Миасс, ул. Романенко, 50а, 3 этаж, офис 14а.

Все что важно знать о сделках. Часть 2. Розничная купля–продажа

19 мая 2016

Самый распространенный вид договора купли-продажи – это розница. Покупки в магазине, на рынке, в киоске, все это розничная торговля. В этой части будут освещены самые распространенные спорные ситуации.

1. «Нет чека – нет договора». Однако согласно статье 493 ГК: «Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий». В этом моменте отражена разница с общими положениями о договоре, в которых свидетельские показания не принимаются без письменных документов.

2. «Заменить товар ненадлежащего качества можно только на аналогичный товар». Согласно статьям 475, 503 ГК, статье 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (закон «О защите прав потребителей»), покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

так же, согласно п.4 статьи 503: «Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы».

Эти нормы касаются любого товара ненадлежащего качества, недостатки которого возникли до совершения купли-продажи. При этом пункт 5 статьи 18 закона «О защите прав потребителей» устанавливает: «Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований». Только не стоит забывать, что доказать, факт возникновения недостатков до заключения договора придется покупателю, что не всегда возможно.

3. «Товар надлежащего качества не подлежит обмену». Статья 502 ГК и статья 25 закона «О защите прав потребителей» устанавливают, что потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар и получить уплаченную за него денежную сумму. При этом необходимо, чтобы товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Вместе с этим далеко не каждый непродовольственный товар подлежит обмену. Существует перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Утвержден данный перечень постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 и содержит следующие пункты:

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты

2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары)

3. Парфюмерно-косметические товары

4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж

5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные)

6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов)

7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты

8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты)

9. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни

10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения

11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства)

12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему

13. Животные и растения

14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации)

Как видно, в законе есть хорошие защитные меры для потребителя. Конечно, простой гражданин не может знать наизусть все вышеперечисленные нормы. Ему этого и не надо. Достаточно знать общие принципы, чтобы защитить свои права. И самое главное: закон защищает добросовестного участника гражданского оборота. Не теряйте бдительности и будьте добросовестными, тогда и спорных ситуаций станет меньше.

По вопросам составления договоров любой сложности и сопровождения сделок обращайтесь к специалисту ГИПЦ по телефонам в Миассе: 8(3513)591-590, 8(908)06-25-332, или запишитесь онлайн.  ВНИМАНИЕ: прием ведется только по ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ записи.

Часть 1

Анферов Е.В. 24.04.2015 г.

Все статьи

Поделиться:

Укажите номер телефона или E-mail и
получите обратный звонок в течение часа

Заполнение формы Вас ни к чему не обязывает.
Это бесплатно. Ваши личные данные не будут
нигде использоваться и не будут разглашены.

Напишите нам!

×