Правовой центр
юридические услуги в Миассе, Златоусте, Чебаркуле
8 (919)331-67-49
8 (908) 062-53-32
г. Миасс, ул. Романенко, 50а, 3 этаж, офис 14а.

Что должен знать каждый о конституции РФ.

19 мая 2016

Российское законодательство не самое простое для восприятия. Огромное количество нормативных актов и судебной практики, сложность изложения, пробелы, излишняя формализация и коллизии права не добавляют гражданам желания разбираться во всех тонкостях законов. Поэтому, когда с высоких трибун слышно откровенно ложное толкование норм, граждане, не разбираясь, верят на слово. Было бы не так страшно, если бы все эти выступления были результатом простой некомпетентности. Но, по меньшей мере, странно, как некоторые депутаты Госдумы могут не понимать базовых норм. В силу этого, не удивительно, когда в «дебатах» в интернете, компетентный аргумент может утонуть в пучине невежества.

Совершенно не обязательно знать всю Конституцию наизусть, но на некоторые положения стоит обратить внимание. В этой статье не дается оценка «хорошо» или «плохо», не защищается или критикуется Конституция, а просто описываются некоторые моменты, которые подвержены различного рода спекуляциям или банальной лжи.

1. Первое, что нужно знать, это то - что согласно Конституции, человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2). Модная тема ценностей закрывается данным положением. Некоторые религиозные деятели высказываются против данного положения, но чтобы изменить эту норму, следует принять новую Конституцию.

2. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции (статья 15). То есть, если ваши права, закрепленные в Конституции, нарушаются, можно обращаться в суд со ссылкой на норму Конституции. Соответственно, ни один нормативный документ не может нарушать нормы закрепленные в ней.

3. Никакая религия или идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (статьи 13, 14). Давать комментарии на эту тему в свете таких законов как закон о защите прав верующих и государственной поддержки различных организаций как-то неловко.

4. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (статья 35). Поэтому не важно, портят ли киоски вид города или нет. До тех пор, пока нет судебного решения, снос незаконен.

5.1. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (статья 10). То есть, судебная и законодательная ветви власти формально независимы. Влиять на решения судов никто не может (статья 120).

5.2. Президент назначает глав Верховных судов (статья 83). Более того, президент назначает федеральных судей (статья 128). Даже с учетом того, что эти назначения одобряет Федеральное Собрание (Госдума и Совет федерации), фактически все судьи высших судов назначаются одним человеком. Большой вопрос насколько судебная система независима.

6. Президент назначает глав Центробанка и правительства (статья 83). Все эти назначения одобряет Парламент. В случае, когда Госдума трехкратно не одобряет кандидатуру премьер-министра, Президент распускает Думу (статья 111). Дума может выразить недоверие Правительству, но если Президент не согласится, а Дума будет настаивать, то Президент вправе распустить Госдуму (статья 117).

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней (статья 107). По большому счету, Президент согласно данному положению, может отклонять большинство законов. 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат является почти заградительным барьером. Как пример: такого количества голосов достаточно изменений норм содержащихся в главах 3-8 Конституции (статья 136).

Из этого видно, что Президент, если не доминирует над законодательной и судебной ветвями власти, то уж точно является фигурой, наделенной наибольшей властью. В свете этого не очень понятен тезис о том, что Президент ничего не может сделать, что у него мало полномочий.

7. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

8. И последняя норма, которая обросла самыми невероятными инсинуациями и кривотолками. Статья 15 пункт 4: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Как только не называют эту норму: положение фиксирующее оккупацию, конституционное рабство, американская конституция России, и прочее, прочее, прочее.

Чтобы понять, о чем идет речь этой норме, нужно разобраться, что такое международное право и как оно применяется. Без лишних подробностей следует сказать, что международное право – это международные договоры и нормативные акты международных организаций. То есть, если страна не ратифицирует международный договор, то этот договор не будет источником международного права для конкретной страны. То же самое относится к международным организациям. Например: если государство не хочет выполнять устав и решения ООН, то эта страна вправе покинуть указанную международную организацию. Стоит обратить внимание на статью 106, согласно которой обязательному рассмотрению в Парламенте подлежат вопросы ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации. Так же нельзя обойти стороной федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", где в статье 34 указано, что, все международные договоры до момента вступления в законную силу на территории РФ, проходят проверку соответствия нашей родной Конституции РФ. Если такой международный договор ей не соответствует, то и не подлежит введению в действие и применению. А еще стоит задуматься над тем, кто принимает решения о вступлении РФ в те или иные организации и подписывает международные договоры.

Предложения по отмене этой нормы в переводе на простой язык означает: Россия отказывается от всех взятых на себя международных обязательств. Хотя и без этого, никто не отменял право денонсировать международные договоры.

Все вышеперечисленные особенности важно знать не только для общего уровня эрудиции, но и для того, чтобы вам не могли нагло и злонамеренно врать. Не давайте ввести себя в заблуждение, не давайте обманывать других. И помните, что законность и равенство всех перед законом и судом – принципы необходимые для нормальной жизни простых людей, то есть всех нас.

Обращайтесь к специалисту ГИПЦ по телефонам в Миассе: 8(3513)591-590, 8(908)06-25-332, или запишитесь онлайн.  ВНИМАНИЕ: прием ведется только по ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ записи.

 

Анферов Е.В. 01.04.2015 г. 

Все статьи

Поделиться:

Укажите номер телефона или E-mail и
получите обратный звонок в течение часа

Заполнение формы Вас ни к чему не обязывает.
Это бесплатно. Ваши личные данные не будут
нигде использоваться и не будут разглашены.

Напишите нам!

×